История гавайских евреев
Рассеяние евреев дает огромное поле для написания текстов в жанре "жизнь за границей". Никаких тебе границ! У какой бы страны ни случился праздник, обязательно окажется, что евреи и там тоже есть, да еще и истории свои имеют. Очень удобно. Как, вы не бывали на Гавайях? Грубо говоря, не бывали? Зато ваши соплеменники прибыли на эти райские острова в незапамятные времена: когда китобойное судно «Нептун» приплыло на Мауи в 1798 году, гавайский король взошел на его борт в сопровождении еврея-повара. Так записано в судовом журнале этого корабля, и нет оснований не верить этим записям. Даже если повар был просто очень носатым гавайцем. На самом деле до ХХ века евреи заплывали на острова по делам торговли, но большая община образовалась там лишь в 80-х годах XX века. После того как Гавайи стали пятидесятым штатом США (21 августа 1959 года) и одновременно с этим туристической Меккой, их население значительно возросло, в том числе и за счет еврейских поселенцев. Но еще в 1938 году немногочисленная община Гонолулу приняла решение об основании синагоги. Так появился Храм Эману-эль.
История свитка Торы этого храма такова. В 1886 году в Гонолулу из Сан-Франциско прибыл еврейский купец Элиас Розенберг с семьей. Он привез с собой свиток и указку для чтения Торы – яд. Элиас подружился с местным королем Калакауа, и когда в 1887 году политические неурядицы вынудили купца покинуть острова, свиток и яд были переданы Калакауа на хранение. Розенберг не вернулся, и два ритуальных предмета передавались от отца к сыну в семействе гавайских правителей. Когда гавайским евреям в 20-30-е годы были нужны свиток и указка, они обращались в королевскую семью, и те одалживали порученные им предметы, чтобы после завершения церемонии снова принять их на хранение. Прошло много лет. В 1959 году потомки Калакауа передали указку в Храм Эману-эль, а вот Тора неожиданно куда-то запропастилась. Вновь она была случайно найдена в 1972 году и находится теперь в синагоге, где ей и место. Морали в этой истории, видимо, нет никакой. Просто мирный нрав гавайцев и благодатный климат как-то особенно действует на приезжих: по прибытии все немедленно расслабляются и начинают дружить. И даже приветствуют друг друга гавайские евреи не «шалом», а «шалоха», скрепив дружбу аборигенов и приезжих таким вот гибридом местного «преведа» и еврейского слова.